Если вы уже это читаете, то я могу смело пропустить стандартное начало подобных статей, где живописно рассказывается, зачем вам платить налоги и какие новые уровни боли вы можете познать, если не будете этого делать.
Вы наверняка уже почитали другие статьи с огромным количеством ссылок на ФЗ, процентов и расчетов, и в мазохистском уголке вашей души решили, что ступите на этот нелегкий путь – путь фрилансера-налогоплательщика.
Когда я начинала свой путь, я прочитала все, что могла прочитать и посоветовалась со всеми, с кем могла посоветоваться. И в тот момент, когда я была полна уверенности, что всё сделала правильно, выяснилось, что кое-что я все-таки не поняла, и уже совершила пару ошибок, повлекших за собой увеличение платежей. А ведь я могла этого избежать, если бы статей было чуточку больше, а кейсы в них были бы более приближенными к моей ситуации.
Итак, входные данные:
Я фрилансер на Upwork и занимаюсь иллюстрацией, графическим дизайном и дизайном интерьеров.
Что я сделала, чтобы получать платежи с Upwork легально:
1. Привыкла к мысли, что нужно будет платить налоги и взносы 🙂
Если у вас есть выбор, когда оформлять ИП, то делать это лучше в январе, так будет дешевле.
2. Выбрала, в каком виде я оформлю свою деятельность
Выбор того или иного пути зависит от вашего дохода и того, верите ли вы, что самый простой, на первый взгляд, путь – самый правильный.
У фрилансера на Upwork в 2022 году есть 3 варианта:
1) Самозанятость — для тех, кто зарабатывает меньше 60 тысяч рублей в месяц и не хочет сложностей.
Самозанятость, вроде как была придумана специально для фрилансеров, ну и «Ноготочков на дому», жаждущих уменьшить свой доход, но при этом не получить ни пенсии, ни возможностей. Только спокойствие. Спокойствие, что в один день вам не заблокируют все счета до дальнейших разбирательств через полгода с выставлением штрафов, от сумм которых глазки на лоб полезут. Самозанятые не платят взносы на пенсионное и медицинское страхование, не сдают налоговую декларацию, а просто устанавливают приложение «Мой налог», и все делают через него.
Почему это для тех, кто зарабатывает меньше 60 тысяч? Потому что 6% от этой суммы в год как раз равняется примерной сумме страховых взносов ИП на УСН (40 874 руб. в 2021 г. + 1% с заработанного сверх 300 тысяч рублей в год), которую, будучи ИП, вы заплатите в любом случае, даже если заработали меньше.
Кстати, если вы зарабатываете больше 200 тысяч в месяц (2,4 млн в год), то самозанятым вы быть в принципе не можете.
2) ИП на упрощенной системе налогообложения (УСН) – для тех, кто зарабатывает меньше *стоимость патента / 6 х 100%* в год. Сумму налога можно уменьшить на сумму взносов (в 2021 г. это 40 874 руб), которые вы заплатите в любом случае, даже если заработаете 0 рублей.
3) ИП на патентной системе налогообложения (ПСН) – для тех, кто зарабатывает больше *стоимость патента / 6 х 100%* в год. Патент — это по сути покупка у государства права заниматься каким-то видом деятельности.
Формулы приведены грубые, в них не учитывается 1% взносов с заработанного сверх 300 тысяч рублей в год. Но общий смысл в том, что ИП на патенте платит фиксированную сумму налогов, которую посчитало государство от предполагаемого дохода для его вида деятельности в его регионе, и если вы зарабатываете больше этой самой суммы предполагаемого дохода, то патент для вас. А еще на патенте нет налоговой декларации. Только не зарабатывайте больше 60 млн в год, на патенте это нельзя) Патент покупается на любой срок до одного года, сумму патента можно уменьшить на сумму страховых взносов, но делается это не так просто, как на УСН, для этого, скорее всего, придется сначала заплатить и цену патента, и взносы полностью, а потом просить у налоговой взносы вернуть.
Я выбрала Патентную систему налогообложения (ПСН).
3. Дальше я разобралась, какой у меня код деятельности
В нашей системе используется классификатор деятельности ОКВЭД. Нужен он, чтобы государственная машина поняла, чем вы занимаетесь, и вписала вас в структуру.
С определением деятельности все не так просто, но первое, что вы можете сделать, это погуглить «ОКВЭД для *то, чем вы занимаетесь*», а потом уже посмотреть описание конкретных кодов ОКВЭД, подходит это под то, что вы делаете или нет. Кстати, на УСН кодов может быть несколько, а вот патент вы покупаете по конкретному коду.
Я написала «ОКВЭД для графического дизайнера», и гугл сказал мне следующее:
Код ОКВЭД — 74.10 — Деятельность специализированная в области дизайна
Это вообще единственный код, где есть слово «дизайн». Он больше относится к дизайну интерьеров, про иллюстрации нигде ни слова, как, в прочем, и в описаниях других кодов.
Я решила, что этот код мой, но уверена я в этом только на 95%. Кстати, забегая вперед, скажу, что если ИП вы будете регистрировать через продвинутый в этом деле банк (у меня Точка), то они с подбором кодов помогут. Ну а если вы выберете код неправильно, то будет штраф до 10 тысяч рублей. Кто и как сможет проверить, тем ли видом деятельности вы занимаетесь, работая на Upwork, непонятно. Ведь там нет стандартных договоров, а названия контрактов часто состоят из понятных лишь заказчику слов или довольно аморфных формулировок вроде «Еще одна работа» или «Нужен человек».
Сколько же будет стоить патент? Посмотреть стоимость патента для выбранного вида деятельности можно посмотреть здесь.
Если вы работаете один, то Средняя численность наемных работников — 0.
Получаем, что Стоимость патента для «Деятельность специализированная в области дизайна…» на весь 2022 год составляет 51042 рубля.
Сумму патента можно уменьшить на сумму страховых взносов, а страховые взносы в 2021 году равны 40 874 руб. Простыми словами это означает, что страховые взносы платить надо в любом случае, но вот от стоимости патента эту сумму можно отнять. Для этого нужно подать соответствующее уведомление в налоговую. Срок подачи не утверждён, но подавать уведомление лучше за 20 рабочих дней до уплаты патента. Если патент уже оплачен, а вычет не учтен, переплату по налогу вернут или зачтут в счёт будущих платежей. Как это работает на практике, я узнаю, когда до этого дойдет дело.
Ну а теперь, пока вы не погрязли в суммах и формулировках, я перейду к пункту 4 – единственному приятному из всех.
4. Я выбрала банк
Вам нужно выбрать банк, в котором будет ваш расчетный счет, и который поможет вам со всем этим ужасом.
Я выбрала банк Точка, потому что им пользуются многие мои знакомые фрилансеры с Upwork, отзывы от них я слышала положительные, включая то, что Точка знает, что делать именно с Upwork. Дальше будет не реклама, а мой честный отзыв.
5. Я оформила ИП
Я оставила заявку на сайте Точка. Мне перезвонили и уточнили несколько деталей. После чего назначили встречу с представителем банка. В моем городе у Точки нет представительств, поэтому представитель приехал ко мне в офис. Встречу можно назначить где угодно, хоть у вас дома, хоть в кафе.
Приехал представитель, все рассказал, все показал, привез карточку и милые подарочки начинающим предпринимателям от банка – минибарный виски и кофе. Заявление было отправлено в налоговую.
Теперь ждем 5-7 дней. Сказали, что должно прийти письмо из налоговой на email, указанный в заявлении.
Еще до начала оформления я писала в чат Точки все свои вопросы, мне очень вежливо, быстро и подробно отвечали, и отвечают до сих пор, потому что разобраться в этом самому очень сложно, и я продолжаю задавать все новые и новые вопросы) И все вопросы я задаю им, Точке.
Кстати, если вы тоже выберете Точку, то вот реферальная ссылка, которая подарит вам и мне месяц бесплатного обслуживания и других плюшек, я тоже оформлялась по ссылке от друга, и мне эти плюшки пригодились.
https://rko.tochka.com/referral?promocode=82cf875f9d120008
А вот теперь я расскажу вам то, к чему меня никто не готовил.
Как я поняла, что мое заявление дошло до налоговой… Даже до того, как пришло письмо с подтверждением регистрации. Мне начали звонить банки с предложениями по кредитованию малого бизнеса и ведению расчётного счета. Все банки! С интервалом примерно в 2 минуты. За час мне позвонили с разных номеров 46 раз… И через этот час кипения пришло письмо от налоговой. Приложения-блокираторы вызовов блокировали лишь 15% этого потока. Вот, что значит желать вести легальный бизнес в России.
Я заблокировала все входящие вызовы с незнакомых номеров. И заблокированы они у меня до сих пор, ребята. Хоть спустя пару месяцев число звонков и снизилось до 5-10 в день.
Так что советую вам при подаче заявления в налоговую писать тот номер, где вы сможете заблокировать входящие с неизвестных номеров.
Когда от налоговой пришли документы на почту, то путь регистрации пройден. ПОЗДРАВЛЯЮ! Вы ИП!
Специалисты банка Точка подробно проинструктировали, что и когда нужно делать. Так я узнала, что на патент можно перейти только после перехода на УСН. Сразу после регистрации вы еще не на упрощенке, нужно подать заявление, и перейти на упрощенку. А потом проверить, точно ли вы перешли. Это можно сделать в личном кабинете ИП на сайте https://lkip2.nalog.ru/lk или непосредственно в налоговой. Можно им позвонить. Я на сегодняшний день с ними уже много раз разговаривала, это не так страшно, как кажется.
Очень важная штука, которую я узнала на своем горьком опыте: если вы планируете перейти на патент, то вы не должны получать доход по этому виду деятельности на УСН в текущем году. Если получите хоть 1 рубль, то на патент можно будет перейти только со следующего календарного года. Иначе налоговая при проверке ваших документов за год может посчитать переход на патент неправомерным, и вменить вам еще и налог по УСН. Вот так. Узнала я это почти случайно. Когда решила перейти на патент после месяца работы и получения дохода по УСН. Даже не все специалисты налоговой знали об этом, потому что, собираясь переходить на патент, я с ними разговаривала, могу ли я это сделать в середине года. И мне сказали, конечно, могу. 100% вероятности, что налоговая решит, что ваши действия в таком случае были неправомерными, нет, но иметь даже призрачный шанс заплатить налог два раза как-то не хочется.
Есть одна лазейка, при которой можно без проблем перейти на патент в середине года — если у вас несколько видов деятельности. И доход по УСН вы получили не за ту деятельность, на которую собираетесь покупать патент.
Получение первого платежа
Этот пункт интересен тем, что, работая на Upwork, вы сможете получать платежи в долларах, ура. Но для этого нужно будет пройти валютный контроль. Тут все не так сложно, как кажется на первый взгляд. Точка все расскажет и покажет. Нужно будет создать сделку, как-нибудь ее назвать. В эту сделку вы крепите документы, подтверждающие, откуда и на каком основании вам приходят доллары. А именно:
1) User agreement на английском с сайта Upwork (можно запросить у поддержки подписанный, хотя в банке сказали, что не обязательно подписанный);
2) Скриншот с методом вывода денег на счет в Точке (после добавления нового метода вывода пройдет 3 дня до его активации);
3) Certificate of earnings, который в разделе Reports;
4) Подписанный Upwork Confirmation of Services. Эту бумажку нужно запросить у поддержки Upwork. Потом нужно отправить деньги на счет, и уже после отправки подписать Confirmation of Services с той суммой, что ушла на счет, и отправить опять поддержке. Они подпишут и пришлют.
И вот этот самый последний документ нужно будет добавлять новый к существующей сделке после каждого вывода денег. Все остальные документы обновлять не нужно.
Деньги с Upwork идут около 4 часов. Вам придет уведомление о том, что пришел платеж, но он еще не зачислен на счет, так как нужно пройти валютный контроль. Для его прохождения нужно будет выбрать сделку, по которой пришли деньги, где вы уже прикрепили документы из списка выше. Готово. На прохождение валютного контроля уходит минут 20 (в выходные и праздники может затянуться до суток), вам могут задать уточняющие вопросы, у меня в первый раз спросили, сколько я всего заработала на Upwork с момента регистрации. Тут уже ваше дело, что говорить. Им это важно, потому что как только сумма заработанного на Upwork превысит 6 млн рублей, то его нужно будет ставить на учет. На какой такой учет, я пока не поняла.
Оплата налогов и взносов
Все это делается довольно просто через сайт или мобильное приложение Точки, считаются они автоматически, а вы просто жмёте «Оплатить».
Декларация тоже формируется автоматически, вы просто жмёте «Отправить».
А теперь я напишу ответы на некоторые вопросы, которые возникали у меня по поводу ИП и прочего:
За что ещё придётся платить?
За ведение онлайн бухгалтерии в Точке, если у вас Патент. Годовое обслуживание — от 3 000 ₽ за 12 месяцев в зависимости от тарифа. Если у вас УСН, то можетесь обойтись и без платной бухгалтерии. Здесь можно почитать, что это такое.
Нужна ли онлайн-касса?
Если вы не будете работать с физическими лицами, то нет.
Налоговые каникулы?
А вот это ОЧЕНЬ ВАЖНО, потому что может сэкономить вам денег. Налоговые каникулы — возможность временно не платить налоги на доход. Предприниматели могут получить отдых от налогов в первые два года после регистрации. То есть зарегистрировались (впервые!) в январе, не платите налоги два года. Зарегистрировались в декабре, не платите налоги 1 год и 1 месяц. Взносы все равно платить придётся.
Как понять, действуют ли для вас налоговые каникулы? Нужно гуглить, ввели ли власти вашего региона налоговые каникулы для вашего вида деятельности и вашей системы налогообложения (действуют только для УСН или ПСН). Вот здесь все подробно описано.
А еще можно позвонить или написать в налоговую.
Я имею право на налоговые каникулы, что делать?
Если у вас УСН и счёт в Точке, то в настройках просто ставите себе ставку 0%.
Если вы выбрали патент, то при подаче заявления на него указываете ставку 0% и вписываете пункт закона, по которому имеете право на налоговые каникулы.
Нужна ли мне печать?
Только если хотите. Я сделала, ставлю теперь печать на платежку за офис)) Приятно ставится!